Размеры переднего моста уаз 469. Регулировка "гражданских" мостов автомобиля уаз

На грузопассажирские автомобили УАЗ-469Б и автомобили вагонной компоновки семейства УАЗ-452 устанавливался передний ведущий мост с одноступенчатой главной передачей, на автомобили УАЗ-469 — передний ведущий мост с колесными редукторами.

Передний ведущий мост УАЗ-469, УАЗ-469Б и семейства УАЗ-452, устройство.

Картер, главная передача и дифференциал переднего моста не отличаются от соответствующих деталей и узлов моста. За исключением маслоотражательного кольца ведущей шестерни, имеющего правую резьбу и клеймо П — только для одноступенчатых мостов. Все операции разборки, сборки, технического обслуживания, регулировки и возможные неисправности такие же, как и для .

Передний ведущий мост с бортовыми колесными редукторами автомобиля УАЗ-469.
Передний ведущий мост УАЗ-469Б и автомобилей вагонной компоновки семейства УАЗ-452.
Устройство поворотного кулака переднего ведущего моста УАЗ.

Поворотные кулаки передних мостов автомобиля УАЗ-469 и автомобилей УАЗ-469Б, а соответственно и УАЗ-452 отличались по устройству и конструкции.

Шкворни поворотного кулака устанавливаются с предварительным натягом, величина которого составляет 0.02-0.10 мм. От проворачивания в корпусе поворотного кулака шкворни стопорятся штифтами. Регулировка предварительного натяга производится прокладками, устанавливаемыми вверху — между рычагом поворотного кулака (справа) или накладкой (слева) и корпусом поворотного кулака, внизу- между накладками и корпусом поворотного кулака.

Для удержания смазки в корпусе поворотного кулака и предохранения ее от загрязнения на шаровой опоре установлен сальник, состоящий из внутренней обоймы, резинового кольца с пружиной, кольца-перегородки, войлочного уплотнительного кольца и наружной обоймы. Сальник закреплен болтами на корпусе поворотного кулака.

Для предотвращения перетекания масла из картера главной передачи в поворотный кулак внутри шаровой опоры имеется самоподжимной резиновый сальник в металлической обойме. Для смазки верхних шкворней и добавления смазки в шаровую опору на рычаге поворотного кулака (справа) и на верхней накладке шкворня (слева) установлены пресс-масленки. Нижние шкворни смазываются смазкой, поступающей самотеком из шаровой опоры.

Внутри поворотного кулака установлен шарнир постоянной угловой скорости. Конструкция шарнира обеспечивает постоянство угловых скоростей ведущего и ведомого валов независимо от угла между ними. Шарнир состоит из двух вилок, в криволинейных канавках которых расположены четыре шарика. В центральных гнездах вилок расположен пятый шарик, который является установочным и служит для центрирования вилок.

От продольного перемещения шарнир ограничен упорной шайбой и шарикоподшипником. Внутренняя ведущая вилка шарнира соединена шлицами с полуосевой шестерней дифференциала. А на конце наружной ведомой вилки на шлицах, только для поворотного кулака редукторного моста автомобиля УАЗ-469, установлена ведущая шестерня колесного редуктора и роликовый подшипник, которые стопорятся гайкой.

Ведомая шестерня колесного редуктора внутреннего зацепления соединена болтами с валом вращающимся в роликовом подшипнике, установленном в крышке картера колесного редуктора, и бронзовой втулке, установленной внутри цапфы.

Муфты отключения колес переднего ведущего моста УАЗ, хабы.

На конце вала установлено устройство для отключения передних колес автомобиля, которое состоит из подвижной муфты установленной на шлицах вала, и болта с пружиной и шариком. Наружными шлицами подвижная муфта соединяется с внутренними шлицами ведущего фланца, закрепленного болтами к ступице колеса.

Для уменьшения износа деталей переднего моста и экономии топлива при эксплуатации УАЗ по дорогам с твердым покрытием вместе с выключением переднего ведущего моста целесообразно отключать и ступицы передних колес. Для этого надо снять защитный колпак и вывертывая болт из отверстия вала, установить муфту в положение, когда сигнальная кольцевая канавка на ее поверхности расположится в одной плоскости с торцом фланца. Установив муфту в требуемом положении, завернуть защитный колпак.

Включение колеса производится завертыванием болта с надежной его затяжкой. Операции по включению и отключению муфт производятся одновременно на обоих колесах переднего моста. Включение переднего моста при отключенных колесах не допускается.

Колесный редуктор переднего моста УАЗ-469.

Устройство колесного редуктора переднего моста автомобиля УАЗ-469 почти аналогично устройству колесного редуктора моста. Отличается от него установкой и креплением ведущей шестерни и конструкцией шарикоподшипника, который устанавливается в специальном стакане. Ведущая шестерня установлена на эвольвентных шлицах ведомой вилки шарнира и закреплена вместе с подшипниками специальной гайкой, которая после затяжки раскернивается в паз вала.

Между шестерней и роликоподшипником устанавливается опорная шайба. Ведущая шестерня и шарикоподшипник передних редукторов не взаимозаменяемы с аналогичными деталями задних редукторов. В остальном передние редукторы устроены одинаково с задними и требуют такого же технического обслуживания.

Тема про то, какие мосты лучше на УАЗ наверняка перетиралась не один раз. Кто-то за гражданские, кто за военные мосты на УАЗ. Попробуем немного разобраться что к чему. Конечно же, УАЗбука нам в помощь. Информации там достаточно. Можно собрать небольшой коллажик 🙂

Гражданские мосты на УАЗ

Устройство мостов УАЗ.

На автомобилях УАЗ применяют два типа ведущих мостов: ведущие мосты с одноступенчатой главной передачей - устанавливаются на грузопассажирские автомобили УАЗ-31512 и автомобили вагонной компоновки УАЗ-3741, УАЗ-3303, УАЗ-3962 н УАЗ-2206; П-образные ведущие мосты с бортовой передачей - устанавливаются на грузопассажирские автомобили УАЗ-3151.

Установка П-образных ведущих мостов (комплектно переднего и заднего) на автомобили УАЗ-31512 возможна с одновременной установкой карданных валов автомобиля УАЗ-3151. Установка П-образных мостов с бортовой передачей на семейство автомобилей вагонной компоновки требует значительной доработки конструкции мостов, сошки, тяги сошки, подвески автомобиля, изготовления карданных валов, укороченных на 10 мм, и не может быть выполнена вне завода (без его рекомендаций).

Ведущее мосты с одноступенчатой главной передачей. Средняя часть передних и задних мостов имеет одинаковое устройство (рис. 1).


Рис. 1 Задний мост УАЗ схема
1 - предохранительный клапан; 2 - подшипник дифференциала; 3 - регулировочные прокладки; 4 - задний подшипник ведущей шестерни (однорядный ро ликовый); 5 - регулировочное кольцо; 6 - маслоотгонное кольцо; 7 - гайка; 8 - пакет регулировочных прокладок; 9 - ведущая шестерня; 10 - передний подшипник ведущей шестерни (роликовый конический двухрядный); 11 - упорная шайба; 12 - ведомая шестерня;

Картер - литой разъемный в вертикальной плоскости. В обе половины картера запрессованы кожуха полуосей и дополнительно закреплены электрозаклепками. Ведущая шестерня главной передачи установлена на двух подшипниках сдвоенном коничecком роликовом подшипнике 10, расположенном в горловине картера, и роликовом цилиндрическом 4, расположенном в приливе картера. Между торцом наружного кольца сдвоенного коннческого подшипника и картером установлено регулировочное кольцо 5 положения ведущей шестерни. Сдвоенный конический подшипник регулируется пакетом 8 прокладок. Ведомая шестерня крепится к фланцу коробки сателлитов специальными болтами. Дифференциал конический с четырьмя сателлитами. Коробка сателлитов разъемная, состоит из двух половин, соединенных болтами. Шестерни полуосей дифференциала имеют сменные упорные шайбы 11. Дифференциал установлен на двух конических роликовых подшипниках 2, между торцами коробки сателлитов и внутренними кольцами подшипников дифференциала установлены регулировочные прокладки. Между фланцем ведущей шестерни и сдвоенным коническим подшипником установлено маслоотгонное кольцо 6.

На левых кожухах полуосей расположены предохранительные клапаны 1, предотвращающие повышение давления в картерах мостов.

К наружным концам кожухов полуосей задних мостов приварены стыковой сваркой цапфы с фланцами для крепления тормозных щитов (рис. 2).


Рис. 2 Ступица заднего колеса.
1 - тормозной барабан;
2 - диск колеса;
3 - манжета;
4 - замочная шайба;
5 - контр-гайка;
6 - полуось
7 - цапфа;
8 - прокладка;
9 - подшипник;
10 - ступица;

Ступицы колес передних и задних мостов одинаковые (см. рис. 2). На автомобилях УАЗ-31512 и УАЗ-3151 ступицы колес невзаимозаменяемые. Подшипники и детали их крепления взаимозаменяемые. На автомобилях вагонной компоновки устанавливают ступицы автомобиля УАЗ-31512. Каждая ступица установлена на двух одинаковых конических подшипниках 9. Наружные кольца подшипников запрессованы в ступицы и от осевых перемещений удерживаются упорными кольцами. Внутренние кольца подшипников установлены на цапфе свободно. Подшипники затягивают двумя гайками и стопорят замочной шайбой 4, установленной между гайками. Между внутренним кольцом наружного подшипника и гайкой установлена упорная шайба с выступом, входящим в паз на цапфе.

Чтобы предотвратить вытекание смазки из ступицы и попадание в нее пыли, грязи и воды, со стороны внутреннего торца устанавливают армированные резиновые манжеты 3 с пружинами в сборе. Между манжетой и внутренним подшипником устанавливают упорную шайбу для предотвращения повреждения рабочей кромки манжеты при снятии ступицы.

Наружные концы кожухов полуосей передних мостов заканчиваются фланцами, к которым болтами крепятся шаровые опоры 3 (рис. 3).


Рис. 3 Поворотная цапфа переднего моста автомобиля УАЗ 31512
1 - рычаг поворотной цапфы; 2 - кожух полуоси; 3 - резиновая манжета в металлическом кожухе; 4 - прокладки; 5 - шаровая опора; 6 - корпус поворотной цапфы; 7 -& nbsp;опорная шайба; 8 - накладка шкворня; 9 - шкворень; 10 - пресс масленка; 11 - стопорный штифт; 12 - цапфа; 13 - ступица колеса; 14 - ведущий фланец; 15 - муфта отключения колес; 16 - болт муфты; 17 - шарик фиксатора; 18 - защитный колпак; 19 - втулка шкворня; 20 - прокладки; 21 - внутреннее кольцо сальника; 22 - кольцо-перегородка; 23 - наружное кольцо; 24 - резиновая манжета; 25 - наружное уплотнительное войлочное кольцо; 26 - упорные шайбы; 27 - регулировочный болт ограничения поворота колеса; 28 - упор-огранитель поворота колеса; I - правый поворотный кулак; II - левый поворотный кулак; III - ступицы передних котес отключены; а - сигнальная канавка;

На шаровых опорах на шкворнях 9 установлены корпуса 6 поворотных цапф, к торцам которых болтами крепятся цапфы 12 и тормозные щиты. Внутри шаровых опор находятся шарниры равных угловых скоростей, на наружных концах которых установлены устройства, позволяющие соединять или разъединять по необходимости валы со ступицами передних колес.

«Военные» мосты УАЗ

Ведущие мосты с бортовыми передачами. Средняя часть ведущих мостов с бортовыми передачами отличается от вышеописанных мостов меньшими размерами дифференциала и консольной установкой ведущей шестерни главной передачи на двух конических роликовых подшипниках 5 и 7 (рис. 4).


Рис. 4 Задний мост автомобиля УАЗ-3151
1 - крышка картера 2 - подшипник дифференциала 3, 13 и 49 - регулировочные прокладки 4 и 23 - уплотнительные прокладки; 5 и 7 подшипники ведущей шестерни, 6 - регулировочное кольцо, 8 и 42 - манжеты, 9 - фланец. 10 - гайка, 11 - грязеотражателъ. 12 - опорная шайба, 14 - распорная втулка, 15 - регулировочное кольцо положения ведущей шестерни, 16 - ведущая шестерня, 17 - сателлит, 18 и 57 - полуоси; 19 - картер бортовой передачи; 20 и 29 - маслоотражатели, 21 - шариковый подшипник, 22 и 26 - стопорные кольца, 24 - крышка картера бортовой передачи, 25 - ро ликовый подшипник, 27 - тормозной щит, 28 - тормозной барабан, 30 - болт крепления колеса, 31 - цапфа, 32 - подшипник ступицы, 33 - прокладка, 34 - стопорная шайба, 35 - ведущий фланец, 36 - гайка и контргайка подшипников ступицы, 37 - упорная шайба подшипника, 38 - втулка; 39 - ведомый вал бортовой передачи, 40 - упорные кольца подшипников, 41 - прокладки; 43 - подшипник ведомого вала, 44 - ведомая шестерня бортовой передачи, 45 - гайка крепления подшипника ведомого вала, 46 и 50 - пробки сливных отверстий, 47 - ведущая шестерня бортовой передачи, 48 и 56 - коробки сателлитов, 51 - картер, 52 - шайба шестерни полуоси, 53 - шестерня полуоси, 54 - ось сателлитов, 55 - ведомая шестерня главной передачи

Между торцом ведущей шестерни и внутренним кольцом большого подшипника установлено регулировочное кольцо 15 ведущей шестерни, а между внутренними кольцами подшипников установлены распорная втулка 14, регулировочное кольцо 6 и регулировочные прокладки 13. Подшипники ведущей шестерни затягивают гайкой 10 крепления фланца.

Бортовые передачи заднего ведущего моста расположены в картерах, которые горловинами напрессованы на наружные концы кожухов полуосей и закреплены электрозаклепками. Ведущая шестерня 47 установлена на шлицевом конце полуоси 48 между шариковым 21 и роликовым 25 подшипниками. Шариковый подшипник закреплен стопорным кольцом 22 в картере бортовой передачи. Между картером и шариковым подшипником расположен маслоотражатель 20. Роликовый подшипник установлен в съемном корпусе, который крепится к п риливу картера двумя болтами. Внутренее кольцо роликового подшипника закреплено на полуоси стопорным кольцом 26.

Ведомая шестерня 44 бортовой передачи центрируется на буртике ведомого вала 39 и крепится к его фланцу болтами. Ведомый вал опирается на втулку 38 и роликовый подшипник 43, который закреплен на валу гайкой 45, раскерниваемой после затяжки в паз вала. Ведомые валы правых бортовых передач и гайки креплении подшипников имеют левую резьбу. Для отличия гайки с левои резьбой имеют кольцевую канавку, а ведомые валы глухое отверстие диам. 3 мм в торце вала. Со ступицами колес ведомые валы задних бортовых передач соединяются шлицевыми фланцами 35.

Бортовые передачи переднего ведущего моста УАЗ расположены в поворотных цапфах (рис 5 схема моста)


Рис. 5 Поворотная цапфа переднего моста автомобиля УАЗ-3151
1 - резиновая манжета в металлическом кожухе, 2 - шаровая опора, 3 - шарнир равных угловык скоростей, 4 - прокладки, 5 - пресс-масленка, 6 - шкворень, 7 - накладка шкворня, 8 - корпус поворотной цапфы, 9 - втулка шкворня, 10 - шариковыи подшипник, 11 - ведомыи вал бортовой передачи, 12 - ступица, 13 - воздушный фланец, 14 - муфта, 15 - пружина шарика фиксатора, 16 - защитныи колпак, 17 - болт муфты, 18 - цапфа, 19 - стопорная гаика, 20 - опорная шайба, 21 - ведущая шестерня, 22 - стопорный штифт, 23 - упорная шайба, 24 - манжета, 25 - опорная шайба, 26 - кожух полуоси, 27 - болт ограничения поворота, 28 - упор-ог раничитель поворота колеса, 29 - рычаг поворотной цапфы, I…III, а - то же, что и на рис. 112

Картеры бортовых передач отлиты заодно с корпусами поворотных цапф. Ведущая шестерня установлена на шлицах ведомого кулака шарнира между шариковым и роликовым подшинниками и закреплена вместе с роликовым подшипником гайкой 19, которая после затяжки раскернивается в паз вала. Шариковый подшипник установлен в корпусе новоротной цапфы в обойме с наружным буртиком, воспринимаюшим через подшипник осевые нагрузки шарнира. На наружных концах ведомых валов передних бортовых передач установлены устройства, позволяющие соединять или разъединять по необходимости валы со ступицами передних колес.

Какие мосты устанавливаются на различные модели автомобилей УАЗ?

На все автомобили вагонной компоновки (« «, « и», «фермеры»), на «длинных козликов» (3153*), а также на большинство «классических козликов» устанавливают так называемые «гражданские» (они же «обычные», «колхозные») мосты. На часть «козликов» (модели с индексами -03x) устанавливают «военные» (они же «редукторные», «двухступенчатые», «П-образные») мосты. На «новых козликов» (316*) устанавливаются мосты типа «спайсер» с неразъемным картером. На машины « » (3159*) и 316* с увеличенной колеей устанавливаются «длинные военные» мосты, т. е. редукторные с удлиненными чулками.

Отличия военных мостов от гражданских.

Военный мост отличается от обычного наличием бортовых редукторов. Из-за наличия редукторов мост поднят относительно оси колес на 4 см, что увеличивает клиренс машины (расстояние от земли до нижней точки моста). Главная пара меньше по размеру (картер военного моста «свисает» на 4 см меньше, чем гражданского). Главная пара имеет меньше зубьев, и они большего размера — это повышает надежность военных мостов по сравнению с гражданскими. Передаточное число военных мостов 5,38 (=2,77*1,94 — передаточные числа соответственно главной и бортовой передач) — более «тяговитое», но менее «скоростное», чем у обычных мостов.
Задний карданный вал под военные мосты на 1 см короче, чем под гражданские!

Преимущества военных мостов по сравнению с гражданскими:

— клиренс 30 см (против 22 см у гражданских мостов); по последним измерениям разница в 8 см наблюдается только при использовании на военных мостах резины Я-192. При одинаковых колесах разница только в 6 см. (выигрыш на редукторах — 40 мм. выигрыш на размерах картера дифа — 20 мм Итого: 60 мм.)
— больше «тяговитость» (крутящий момент) — для перевозки тяжелых грузов, буксировки, езде на малых оборотах по грязи;
— надежнее из-за большего размера зубьев главной пары;
— надежнее из-за равномерного распределения нагрузки между главной и бортовыми передачами;
— разрабатывались, в том числе, для «сопровождения танковой колонны» и одобрены Минобороны СССР.

В военных стоит дифференциал повышенного трения. Т.е. если застрял в грязи одним колесом моста или на льду стоишь одной половиной и у тебя одна половина буксует а вторая нет (так работает обычный дифференциал). Чтобы такого не было придумали военные мосты. Так что по бездорожью военные мосты намного лучше.

Передаточное число ГП (суммарное: ГП 2,77 + бортовые редукторы 1,94): 5,38
Дорожный просвет: 300 мм (с шинами Я-192 215/90 R15 (31 x 8.5 R15)
Колея: 1453 мм

Слева на фото УАЗ на гражданских мостах и справа — УАЗ на редукторных мостах — «вояках «.

Преимущества гражданских мостов по сравнению с военными:

— меньше масса (более комфортная езда и (физически) легче ремонт);
— меньше деталей — проще и дешевле ремонт;
— возможна установка серийно выпускаемых самоблокирующихся дифференциалов;
— возможна установка пружинной подвески (см. также замечание);
— при одинаковой скорости меньше «раскручен» двигатель из-за меньшего передаточного числа;
— менее шумные (так как бортовые передачи военных мостов прямозубые, а они больше шумят);
— более доступные и дешевые зап. части;
— расход бензина при прочих равных меньше;
— меньше точек смазки — проще обслуживание и меньше нужно масла.


Разборку переднего моста производите в следующем порядке:

  1. Установите мост на стенд, отверните гайки колес и снимите колеса.
  2. Расшплинтуйте и отверните гайку крепления пальца тяги сошки к рычагу поворотного кулака и снимите тягу сошки.
  3. Отверните винты и снимите тормозные барабаны.
  4. Снимите муфты отключения колес.
  5. Выпрямите отогнутые края замочной шайбы, отверните гайку и контргайку, снимите стопорную шайбу и внутреннее кольцо с роликами наружного подшипника ступицы правого и левого колес.
  6. Снимите ступицы колес.
  7. Отверните болты крепления тормозных щитов, снимите щиты, цапфы поворотных Кулаков и выньте шарниры поворотных кулаков.
  8. Расшплинтуйте и отверните гайки крепления пальцев и снимите тягу рулевой трапеции.
  9. Отверните болты крепления шаровой опоры к кожуху полуоси. Снимите упоры-ограничители поворота колес и выпрессуйте шаровые опоры из кожухов полуосей.
  10. Отверните гайки крепления поворотного рычага на корпусе поворотного кулака. Снимите рычаг и комплект регулировочных прокладок.
  11. Отверните болты крепления верхней накладки шкворня другого поворотного кулака и снимите накладку с комплектом регулировочных прокладок.
  12. Отверните болты крепления нижних накладок шкворней и снимите накладки с комплектом регулировочных прокладок,
  13. Отверните болты крепления сальника шаровой опоры и снимите сальник шаровой оборы.
  14. Выпрессуйте шкворни при помощи приспособления, показанного на рис.184, и снимите корпус поворотного кулака.

Рис. 184. Съемник шкворней

Сборку переднего моста производите в порядке, обратном разборке, с учетом следующего:


Количество прокладок для получения определенных осевых натягов во втулках шкворней выберите в зависимости от размера Б (рис.187), состоящего из суммы размеров поворотного кулака и регулировочных прокладок, и размера А, состоящего из суммы размеров шаровой опоры, опорных шайб и шкворней. Число прокладок должно быть не менее пяти. Замер производите под нагрузкой 1,6 кН (160 кгс). Размер А должен быть на 0,02-0,10 мм больше размера Б.


Рис. 187. Подбор регулировочных прокладок:
1-шаровая опора; 2-опорная шайба; 3-шкворень; 4-регулировочные прокладки; 5-корпус поворотного кулака

Регулировочные прокладки установите сверху и снизу на торцы корпуса поворотного кулака. При четном числе одинаковых по толщине прокладок последние установите сверху и снизу в одинаковых количествах. При четном числе прокладок, но разной их толщине, или при нечетном числе прокладок разность между суммарной толщиной верхних и нижних прокладок не должна превышать 0,1 мм.

При сборке и установке сальника шаровой опоры его внутреннее войлочное кольцо пропитайте в теплом моторном масле.

После сборки проверьте передний мост на стенде под нагрузкой и без нее. Нагрузка создается одновременным притормаживанием обеих полуосей. У правильно собранного переднего моста не должно быть повышенного шума и нагрева, а также течи масла через манжеты и сальники, крышки и болтовые соединения.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ПЕРЕДНЕГО МОСТА, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ

Главная передача и дифференциал переднего моста по конструкции аналогичны заднему мосту. Все указания по обслуживанию и ремонту заднего моста относятся также и к переднему мосту.


Рис. 3.98. Поворотный кулак: а – сигнальная канавка; б – указатель; I – правый поворотный кулак; II – левый поворотный кулак; III – муфта отключения колес; IV – муфта отключения колес (вариантное исполнение); в – колеса отключены; г – колеса включены; 1 – рычаг поворотного кулака; 2 – кожух полуоси;

3 – сальник; 4,20 – прокладки; 5 – шаровая опора; 6 – корпус поворотного кулака; 7 – опорная шайба; 8 – накладка; 9 – шкворень; 10 – пресс-масленка;

11 – стопорный штифт; 12 – цапфа; 13 – ступица колеса; 14 – ведущий фланец; 15 – муфта; 16 – болт муфты; 17 – шарик фиксатора; 18 – защитный колпак;

19 – втулка шкворня; 21 – внутренняя обойма; 22 – кольцо-перегородка;

23 – наружная обойма; 24 – резиновое уплотнительное кольцо; 25 – войлочное уплотнительное кольцо; 26 – упорные шайбы; 27 – болт ограничения поворота; 28 – упор-ограничитель поворота колеса; 29 – кольцо; 30 – ведущая щлицевая втулка; 31 – соединительная шлицевая втулка; 32 – ведущая втулка; 33 – колпак; 34 – крышка; 35 – манжета; 36 – штифт; 37 – переключатель;

38 – шарик; 39, 41 – пружины; 40 – прокладка; 42 – ведомая втулка; 43 – растяжная пружина; 44 – корпус; 45 – запорное кольцо




Техническое обслуживание

При техническом обслуживании переднего ведущего моста проверьте и при необходимости отрегулируйте затяжку подшипников шкворней, схождение колес и максимальные углы поворота колес, проверьте и подтяните крепление рычага поворотного кулака, промойте и смените смазку в поворотных кулаках. При осмотре поворотных кулаков обратите внимание на исправность упоров-ограничителей 28 () поворота колес, регулировочных болтов 27 и надежность их стопорения.

Проверку и регулировку осевого зазора шкворней на автомобиле производите в следующем порядке:

1. Затормозите автомобиль стояночным тормозным механизмом или поставьте колодки под задние колеса.

2. Поднимите передний мост домкратом.

3. Отверните гайки крепления колеса и снимите его.

4. Отверните болты крепления сальника шаровой опоры и отодвиньте сальник.


5. Проверьте осевой зазор шкворней, для чего покачайте руками корпус поворотного кулака вверх и вниз ().

6. Отверните гайки шпилек крепления рычага 1 (см. ) поворотного кулака или болты крепления верхней накладки 1 (см. ) и снимите рычаг или верхнюю накладку шкворня.

7. Выньте тонкую (0,1 мм) регулировочную прокладку и установите рычаг или накладку на место.

8. Отверните болты крепления и снимите нижнюю накладку 4 шкворня, выньте тонкую (0,1 мм) регулировочную прокладку и установите накладку шкворня на место.

Для сохранения соосности шарнира выньте прокладки одинаковой толщины сверху и снизу.

Проверьте результаты сборки. Если зазор не устранен, произведите повторную регулировку за счет снятия более толстых прокладок (0,15 мм).

Большой износ шкворней 9 и втулок 19 (см. ) по диаметру вызывает нарушение угла развала колес, «виляние» их при езде и неравномерный износ шин. В этом случае замените изношенные детали.


Проверку максимальных углов поворота колес производите на специальном стенде (). Угол поворота правого колеса вправо, а левого колеса влево должен быть не более 27°. Регулировку производите болтом 27 (см. ).

Схождение колес регулируйте изменением длины поперечной рулевой тяги. Перед регулировкой убедитесь в отсутствии зазоров в шарнирах рулевых тяг и подшипниках ступиц; затем, ослабив затяжку стопорных гаек (имеющих правую и левую резьбы), вращением регулировочного штуцера установите необходимую величину схождения колес.


Схождение колес при нормальном давлении в шинах должно быть таким, чтобы размер А (), замеренный по средней линии боковой поверхности шин спереди, был на 1,5–3,0 мм меньше размера В сзади.

По окончании регулировки затяните стопорные гайки. Момент затяжки 103–127 Н·м (10,5–13 кгс·м).

Схождение колес можно проверять линейкой модели 2182 ГАРО.


Ремонт

Для проведения ремонта снимите передний ведущий мост с автомобиля и разберите.

После разборки и промывки деталей проверьте их состояние и выявите их пригодность для дальнейшей работы.

Ремонт картера, главной передачи и дифференциала производите в соответствии с указаниями, изложенными в разделе «Задний мост». При изгибе кожуха полуоси его правку производите в холодном состоянии. Изношенные детали поворотных кулаков заменяйте новыми, пользуясь данными .

Снятие переднего моста производите в следующем порядке:

1. Установите колодки под задние колеса автомобиля.

2. Отсоедините на левом и правом лонжеронах трубопроводы гидравлической тормозной системы от гибкого шланга, идущего к тормозным механизмам передних колес. Отверните гайки крепления гибких шлангов и снимите их.

3. Отверните гайки крепления нижних концов амортизаторов.

4. Отверните болты крепления переднего карданного вала к фланцу ведущей шестерни.

5. Расшплинтуйте и отверните гайку шарового пальца сошки, отсоединив тягу от сошки.

6. Отверните гайки крепления стремянок передних рессор, снимите подкладки, стремянки и накладки. Поднимите за раму переднюю часть автомобиля.



Разборка переднего моста

Разборку переднего моста производите в следующем порядке:

1. Установите мост на стенд, отверните гайки колес и снимите колеса.

2. Расшплинтуйте и отверните гайку крепления пальца тяги сошки к рычагу поворотного кулака и снимите тягу сошки.

3. Отверните винты и снимите тормозные барабаны.

4. Снимите муфты отключения колес.

5. Выпрямите отогнутые края замочной шайбы, отверните гайку и контргайку, снимите стопорную шайбу и внутреннее кольцо с роликами наружного подшипника ступиц правого и левого колес.

6. Снимите ступицы колес.

7. Отверните болты крепления тормозных щитов, снимите щиты, цапфы поворотных кулаков и выньте шарниры поворотных кулаков.

8. Расшплинтуйте и отверните гайки крепления пальцев и снимите тягу рулевой трапеции.

9. Отверните болты крепления шаровой опоры к кожуху полуоси. Снимите упоры-ограничители поворота колес и выпрессуйте шаровые опоры из кожухов полуосей.

10. Отверните гайки крепления поворотного рычага на корпусе поворотного кулака. Снимите рычаг и комплект регулировочных прокладок.

11. Отверните болты крепления верхней накладки шкворня другого поворотного кулака и снимите накладку с комплектом регулировочных прокладок.

12. Отверните болты крепления нижних накладок шкворней и снимите накладки с комплектом регулировочных прокладок.

13. Отверните болты крепления сальника шаровой опоры и снимите сальник шаровой опоры.


Рис. 3.102. Съемник шквоpней


14. Выпрессуйте шкворни при помощи приспособления, показанного на , и снимите корпус поворотного кулака.

Разборку поворотного кулака без снятия переднего моста с автомобиля производите в следующем порядке:

1. Подставьте колодки под задние колеса автомобиля.

2. Поднимите домкратом переднее колесо со стороны, требующей разборки.

3. Выполните операции, указанные выше в пунктах 2–10 данной главы.

4. Отверните гайки крепления поворотного рычага или болты крепления верхней накладки шкворня на корпусе и снимите рычаг или накладку с комплектом регулировочных прокладок.

5. Отверните болты крепления нижней накладки шкворня и снимите накладку с комплектом регулировочных прокладок.

6. Отверните болты крепления сальника шаровой опоры.

7. Выпрессуйте шкворни приспособлением и снимите корпус поворотного кулака.

Разборка и сборка шарниров равных угловых скоростей

Разборку шарниров производите в следующем порядке:

1. Отметьте краской взаимное расположение кулаков шарниров.

2. Разведите кулаки, для этого постучите вилкой короткого кулака по деревянной подставке.

3. Зажмите в тиски шарнир за длинный кулак коротким кулаком вверх.


Рис. 3.103. Разбоpка шаpниpа


4. Поверните короткий кулак в сторону одного из ведущих (периферийных) шариков. Если при этом противоположный шарик не выйдет из канавок, нажмите или ударьте медным молотком () по короткому кулаку. При этом соблюдайте осторожность, так как один из шариков может вылететь из шарнира с большой скоростью.

5. Выньте остальные шарики шарнира. После подбора новых шариков увеличенного размера (ремонтных) или замены одного из кулаков соберите шарнир.

Сборку шарниров производите в следующем порядке:

1. Зажмите в тиски длинный кулак в вертикальном положении.

2. Вставьте центральный шарик.

3. Установите короткий кулак на центральный шарик так, чтобы метки, отмеченные краской, совпадали и, поворачивая его из стороны в сторону, установите поочередно три ведущих (периферийных) шарика.

4. Разведите кулаки на 10–12 мм и поверните короткий кулак на максимальный угол в сторону от свободных канавок, установите четвертый шарик в канавки.

5. Поверните короткий кулак в вертикальное положение.

Натяг у шариков шарнира должен быть таким, чтобы момент, необходимый для поворота кулака на 10–15° во все стороны от вертикали при зажатом в тиски другом кулаке, равнялся 30–60 Н·м (300–600 кгс·см).

Разница в моментах поворота кулака в двух взаимоперпендикулярных направлениях одного шарнира не должна превышать 9,8 Н·м (100 кгс·см). Для получения требуемого натяга и обеспечения правильной сборки шарики должны быть рассортированы на 9 групп.

Размеры диаметров ведущих шариков шарнира равных угловых скоростей в мм:

I......25,32–25,34 VI......25,42–25,44

II......25,34–25,36 VI......25,44–25,46

III......25,36–25,38 VIII......25,46–25,48

IV......25,38–25,40 IX......25,48–25,50

V......25,40–25,42

Диаметр центрального шарика 26,988–0,05 мм. Каждый шарнир должен собираться с шариками одной группы или двух соседних групп.

А – сигнальная канавка; б – указатель; I – правый поворотный кулак; II – левый поворотный кулак; III – муфта отключения колес; IV – муфта отключения колес (вариантное исполнение); в – колеса отключены; г – колеса включены; 1 – рычаг поворотного кулака; 2 – кожух полуоси; 3 – сальник; 4,20 – прокладки; 5 – шаровая опора; 6 – корпус поворотного кулака; 7 – опорная шайба; 8 – накладка; 9 – шкворень; 10 – пресс-масленка; 11 – стопорный штифт; 12 – цапфа; 13 – ступица колеса; 14 – ведущий фланец; 15 – муфта; 16 – болт муфты; 17 – шарик фиксатора; 18 – защитный колпак; 19 – втулка шкворня; 21 – внутренняя обойма; 22 – кольцо-перегородка; 23 – наружная обойма; 24 – резиновое уплотнительное кольцо; 25 – войлочное уплотнительное кольцо; 26 – упорные шайбы; 27 – болт ограничения поворота; 28 – упор-ограничитель поворота колеса; 29 – кольцо; 30 – ведущая щлицевая втулка; 31 – соединительная шлицевая втулка; 32 – ведущая втулка; 33 – колпак; 34 – крышка; 35 – манжета; 36 – штифт; 37 – переключатель; 38 – шарик; 39, 41 – пружины; 40 – прокладка; 42 – ведомая втулка; 43 – растяжная пружина; 44 – корпус; 45 – запорное кольцо

Детали необходимо промыть и выявить непригодные.

Порядок снятия моста:

  1. Ставим колодки под
  2. Трубопроводы на левом и правом лонжеронах гидравлической тормозной системы отсоединяем от гибкого шланга. Отворачиваем гайки крепления шлангов и снимаем их.
  3. Снимаем гайки нижних концов амортизаторов.
  4. Отворачиваем болты, которыми крепится нижний карданный вал к фланцу ведущей шестерни.
  5. Гайки крепления передней рессоры срываем, снимаем прокладки, накладки и стремянки. За раму приподымаем переднюю часть машины.

Порядок разборки переднего моста:

  1. Ставим на стенде мост и срываем гайки с колёс. Снимаем колесо.
  2. Срываем гайку с пальца сошки, для этого её отсоединяем от тяги.
  3. Снимаем , предварительно открутив винты.
  4. Демонтируем муфту отключения колёс.
  5. Загнутые края замочной шайбы необходимо выпрямить, открутить гайку и контргайку, внутреннее кольцо с роликами наружного подшипника ступиц колёс и стопорную шайбу снимаем.
  6. Снимаем ступицы.
  7. Срываем болты крепления тормозных щитков, снимаем щиты, на поворотных кулаках снимаем цапфы и вынимаем шарниры этих кулаков.
  8. Расшплинтуем и отвернём гайки на пальцах и снимаем тягу рулевой трапеции.
  9. Снимаем болты крепления шаровой опоры к полуосному кожуху. Упоры-ограничители колёс демонтируем и впрессовываем шаровые опоры из кожухов полуосей.
  10. На корпусе поворотного кулака необходимо отвернуть гайки крепления поворотного рычага. Демонтируем рычаг и регулировочные прокладки.
  11. Накладки шкворня другого поворотного кулака тоже открепляем и снимаем их с комплектом регулировочных прокладок.
  12. Нижние накладки шкворня также открепляем и снимаем с регулировочными прокладками.
  13. Снимаем сальник шаровой опоры, предварительно отвернув болты крепления.
  14. Выпрессовываем шкворни при помощи приспособления изображенного на рисунке и снимаем корпус поворотного кулака

Порядок разборки поворотного кулака без снятия переднего моста:

  1. Ставим упоры под задние колёса.
  2. Домкратом приподымаем переднее колесо с нужной стороны.
  3. Выполняем пункты 2-10.
  4. Открепляем поворотный рычаг и верхнюю накладку шкворня и снимаем рычаг или накладку с регулировочными прокладками.
  5. Открепляем нижнюю накладку шкворня и снимаем её с регулировочными прокладками.
  6. Открепляем сальник шаровой опоры.
  7. Специальным приспособлением выпрессовываем шкворни и снимаем корпус поворотного кулака.