Синтетические масла: наши или ненаши? Какое масло лучше роснефть или газпромнефть Какое моторное масло выбрать лукойл роснефть газпромнефть.

Кашу маслом испортишь! Если масло не из той бочки и не по назначению...


Вы задумывались, почему в России такое истинно российское отношение ко всему российскому? То есть, АвтоВАЗ - дрова, УАЗ - металлолом, ГАЗ - маршрутка, а весь патриотизм кончается быстрее, чем звучит слово «патриот» на люксембургском языке. Это три буквы, если что, но не то, что на заборе пишут.

Развал СССР и первые годы «молодой» России сделали свое дело, да и многие кооперативные ухари откровенно подмочили репутацию всему российскому производству. Некоторые до сих продолжают подмачивать не пугаясь карающей руки правосудия и совести, но мы не о них.

Спросил мнение, какое моторное масло выбрать для отечественных внедорожников УАЗ Патриот и УАЗ Пикап. Причем сделал акцент на слове «отечественных», но ни у кого не возникло ассоциативного ряда: российскому автомобилю - российское масло. Предложили все, даже какие-то экзотические названия, больше похожие на название вновь образованной где-то в Африке страны.

Ломать стереотипы сложная и неблагодарная работа. Более того, десять лет назад я бы посмотрел на себя сегодняшнего с доброй долей сарказма: Российское масло? Не смеши мои подковы (с). А вот сейчас вполне серьезно хочу оценить рынок масел российского производства. Отличная тема для исследования!

Кто первый?

Проехал по ближайшим заправкам. Среди отечественных брендов предлагаются масла компаний Газпром, Роснефть, ТНК и Лукойл. Наверняка есть еще кто-то, но их заправок у меня в радиусе доступности не оказалось.

Почему смотрел на автозаправках? Потому, что масло ТНК, например, я лучше куплю на заправке ТНК, чем в магазине запчастей «У дяди Васи». Не буду разъяснять почему, тут все ясно. Других магазинов, к которым есть доверие, рядом у меня нет.

Сайты производителей масел как-то не пестрят обилием информации и это большое упущение. На официальной странице Роснефть нашел информацию, что масла этого бренда по статистике занимают треть российского производства масла. Треть! И это не считая того, что бренд ТНК тоже можно поставить в актив Роснефти. Поэтому, начнем свои исследования именно с нее.

Сразу скажу, что политика и личности в данном контексте мне не интересны вообще. Интересно то, что есть на полках магазинов, как и где это производится и есть ли основание сделать выбор того или иного продукта.

Масло масляное?

Немного ликбеза: Товарное масло, то есть упакованное в баночку и выставленное в торговом зале масло, состоит из базового масла - основы и комплекса присадок. То есть, все термины типа «моющее», «впитывающее», «повышающее компрессию стареющего агрегата», это все свойства не самого масла, а того, что в него добавлено.

Если еще более доступным языком, то рассказ, что масло отлично подходит для вашего мотора потому, что... (далее по ситуации), относится исключительно к маркетингу и упрощению процессов. С тем же эффектом вы можете купить просто хорошее чистое масло и добавить в него ингредиенты на свой вкус: хоть баночку «компрессии», хоть мисочку «стирального порошка». Доступно объяснил?

Естественно, чтобы облегчить нам жизнь, производители выпускают масло уже с упакованным составом присадок отвечающих за те или иные свойства масла. Согласитесь, что будет весьма неудобно покупать масло, а к нему еще набирать дополнительные опции. Хотя, кому-то с кучей свободного времени это определенно понравилось бы.

На сайте Роснефти есть информация о заводах, на которых производятся все смазочные материалы компании. Таких заводов пять и все находятся на территории России. Нашел даже литературу для служебного пользования с комментариями по маслам Роснефть.

В служебной брошюре белым по синему дилерам разъясняется состав присадок и упоминаются защищенные патентами иностранные компоненты. То есть, в составе масла те же компоненты, которые используются иностранными брендами. Отличие может быть только в их составе, так как любое товарное масло, это набор компонентов. Об этом уже писал.

Вот здесь у меня вопрос, кто может лучше подобрать компоненты масла и смазочных материалов для эксплуатации в России - ориентированный на российский рынок производитель или делающий универсальное масло для всего мира? Вопрос чисто теоретический. Мне интересно ваше мнение.

В перечне продукции Роснефти много всего. Есть даже позиции, которые мне не совсем понятны. Например, трансформаторное масло, назначение которого я смутно представляю. Скорее всего просто для охлаждения и защиты от коррозии. Меня интересует масло для автомобилей.

Не все льем, что льется!

Во всех моих автомобилях используется синтетическое масло, поэтому буду преследовать свои корыстные интересы и изучать именно синтетику. Если кому-то будет интересно что-то еще, то интернет выдаст в разы больше информации, чем я.

Синтетика Роснефть Premium соответствует API SM/CF и имеет одобрение Wolksvagen. Более того, есть информация, что это масло одобрено концернами Wolksvagen и Daimler AG для эксплуатации в автомобилях с увеличенным межсервисным пробегом. Меня это заинтересовало и объясню почему.

Если кто-то не знает, то УАЗ изменил периодичность технического обслуживания автомобилей марки и, соответственно, замены масла с «каждые 10 000 километров» на «каждые 15 000 километров». Это соответствует межсервисному пробегу многих иномарок и означает, что к качеству масла предъявляются еще большие требования. Получается, что такое одобрение очень даже кстати.

В описании масла есть указание, что оно может использоваться в двигателях, работающих на топливе с содержанием серы в объеме до 0,5%.

Это актуально для России, так как в путешествиях не всегда получается заправляться на брендовых заправках, а не на их цветосхематических подделках. И что там льют, большой вопрос.

Теоретически, соответствующая API SL/CF и одобренная АвтоВАЗом полусинтетика Роснефть Maximum тоже подошла бы без вопросов, но я все же остановлюсь для своих целей на синтетике.

Интересно, что в описании полусинтетики Максимум есть указание о защите двигателя от протечек. То есть, вспоминаем процесс изготовления товарного масла и понимаем, что производитель предполагает использование в старых и потрепанных двигателях и предпринял меры добавив соответствующую присадку.

Сделал бы это импортный производитель? Вероятно да, но в специальном масле.

Как следить за маслом?

Говорят, что некоторые механики могут определить плохое состояние масла на вкус, но что-то мне не хочется этому учиться. Я проверяю состояние масла в двигателе исключительно визуально, на ощупь и на запах. Это очень неточно и скорее просто для успокоения души. Будет совсем подозрительно - поедем менять масло раньше установленного времени.

Естественно, если в масле присутствует какая-то неоднородность, оно пахнет гарью или в нем присутствуют инородные вкрапления, это означает возможные проблемы. Особенно это касается внедорожников активно эксплуатируемых на бездорожье. Попадание воды в масло гарантирует появление эмульсии и лучше поторопиться с его заменой.

Особенно, проверять масло на наличие эмульсии стоит в редукторах осей, КПП и раздаточной коробке, если вы недавно глубоко окунались в воду, а агрегаты не имеют вывода сапунов повыше. Я предпочитаю менять масло чаще указанных сроков во всех агрегатах и без наличия эмульсии. Надежность машины в путешествии важнее, чем экономия, которая может обернуться дороже.

В качестве выводов.

Если покопаться в интернете, можно найти исследования журнала «За рулем» датированные 2011 годом, где в лабораторных исследованиях было выявлено, что отечественные масла предоставляют большую защиту, а импортные - экологичность. Кстати, тогда масло Роснефть получило очень хорошую оценку.

С тех пор прошло уже пять лет, но мои мысли о большем внимании к защите двигателя в неблагоприятных условиях подтверждаются сторонними выводами.

Еще одним доводом, может стать цена. В среднем по рынку, синтетика Роснефть Premium дешевле большего числа иностранных аналогов в 1,5-2 раза. Что касается других типов масел, то каждый волен провести свое исследование и думаю, что ценник тоже будет отличаться.

Для кого-то указанной выше информации может быть уже достаточно, чтобы сделать свои выводы. Российские производители шагнули вперед, используют современные технологии и составы, а значит есть повод полагать, что российские масла ничем не хуже аналогов.

Дальше дело в присадках но, возвращаясь к вопросу об их подборе, не факт, что изготовленное для Европы масло также хорошо для реалий нашей страны. Я не ношу розовых очков, но у меня есть желание и повод верить, что в России могут делать качественные продукты.

Это все, что касается масел Роснефть. У меня есть еще время выбирать, что я буду заливать в свой двигатель. Есть время оценить, что предлагают другие производители. Посмотрю, сравню, вернусь еще и к этой записи. В любом случае, я считаю, что отечественным производителям надо давать шанс, а не бросать их в колодец стереотипов.

Поэтому у меня к вам назрел вопрос:

Какое масло льете вы в свои моторы и можете ли довериться отечественным производителям?

На рынке смазочных материалов в нашей стране примерно третью часть занимают отечественные масла. Эти жидкости стоят дешевле зарубежных аналогов, поэтому их активно покупают российские автомобилисты. При этом некоторые их них не уступают импортным маслам по качеству и даже превосходят некоторые из них.

Можно ли сравнивать российские масла с импортными?

Моторные масла российского производства, как и импортные, удовлетворяют международным требованиям. В ассортименте есть продукция для машин разных марок, выпущенных в Америке, Корее, Европе и Японии. Разумеется, для отечественных автомобилей такие масла тоже отлично подходят. Таким образом, российские моторные масла доступны для большинства автомобилистов, но выбирать смазочную жидкость нужно с умом.

Вообще масла отечественного производства лучше сочетаются с продаваемым на наших АЗС топливом. Как известно, бензин в нашей стране не самый лучший, поэтому некоторые импортные смазочные жидкости могут с ним конфликтовать. Что касается экологических параметров, по ним импортные масла, само собой, побеждают.

Сегодня мы вам расскажем, какие существуют отечественные моторные масла и какие из них наиболее распространены в нашей стране и их . Вообще ассортимент этих смазочных составов достаточно обширен и представлен следующими марками:

  • Роснефть, которая раньше называлась ТНК;
  • Лукойл;
  • Газпромнефть;
  • Башнефть и другие.

Моторные масла Газпромнефть

Компания выпускает большое количество разных моторных масел российского производства. Среди них можно выделить Gazpromneft Premium – эта линейка охватывает жидкости разной вязкости, начиная 5W30 и заканчивая 20W50. Синтетическая жидкость Премиум предназначена для моторов легковых автомобилей и внедорожников. Серия представлена четырьмя продуктами, которые отличаются между собой допусками и спецификациями.

Российские масла Gazpromneft Standart – это минеральные жидкости, предназначенные в основном для карбюраторных ДВС. Эти жидкости соответствуют спецификации API SF/CС и предлагаются в трех видах вязкости:

  • 10W-40;
  • 15W-40;
  • 20W-50.

Следующее отечественное масло — Gazpromneft Super, представленное следующими вариантами вязкости: 10W-40, 5W-40, 10W-30, 15W-40. Это серия полусинтетических масел с допуском API SG/CD.

Свои смазочные составы компания Газпромнефть изготавливает из качественного базового масла с добавлением европейских присадок. По качеству жидкости не уступают продукции импортного производства. Среди ключевых преимуществ этих жидкостей выделяют:

  • Синтетические масла этой марки имеют повышенный срок службы благодаря антиокислительным добавкам в составе. Также жидкости совместимы с катализаторами, не влияя на их состояние.
  • Моющие присадки в маслах поддерживают чистоту мотора, держат фракции гари во взвешенном состоянии, не позволяя оседать на поверхностях или сформировать сгустки.
  • Характеристики вязкости и рабочих температур соответствуют заявленным. Соответственно, масла обеспечивают оптимальные эксплуатационные условия для двигателя, упрощая запуск при температурах от -15 до +45 градусов.
  • Защита мотора в экстремальных эксплуатационных условиях с постоянными стартами/остановками, долгой работой на ХХ и условиях сильной жары.
  • Минимальный расход масла на угар.
  • Снижение топливного расхода благодаря минимизации трения между элементами мотора.

Масла Газпромнефть SAE 20W-50 способствуют увеличению давления в смазочной системе и решают проблему недостаточной подачи смазки, которая присуща старым двигателям с пробегом.

Отечественные масла Роснефть

Эта компания из России выпускает масла для автомобильных двигателей с 2007 года. Сегодня в ее ассортименте более сотни продуктов как для частного транспорта, так и для коммерческой техники. Компании принадлежит одноименный бренд вместе с торговой маркой ТНК.

Масла для ДВС от Роснефть изготавливается на основе собственного базового масла с добавлением импортных присадок. По качеству жидкость не уступает зарубежным аналогам, но стоит недорого. Ассортимент компании представлен четырьмя линейками моторных масел:

  • Premium – это синтетическое масло, подходящее для современных моделей авто, надежно защищает внутренние детали.
  • Maximum – полусинтетическая жидкость для двигателей, выпущенных в начале 2000 годов.
  • Optimum – хорошая минералка для автомобилей отечественного производства или иномарок 80-90 годов выпуска.
  • Exspress – это масло для промывки ДВС, вымывающее отложения. Рекомендуется использовать при переходе с одного масла на другое.

Нефтяная компания Lukoil, появившаяся в начале 90-х годов, добилась за годы существования хороших результатов. По объему выручки от продаж моторных масел эта компания уступает лишь Газпрому. Также она стоит на втором месте по добыче нефти после Роснефти.

Одним из наиболее востребованных отечественных масел считается Лукойл Люкс 5W40. Его тестируют по особым методикам, поэтому можно смело говорить о его высоком качестве. Жидкости свойственна хорошая динамическая вязкость при температуре от -30 градусов.

У масла хороший , составляющий 173 единицы. У лучших импортных смазок данный показатель не превышает 185 единиц. Таким образом, Лукойл Люкс 5W40 нормально функционирует в широком температурном диапазоне и сохраняет свои рабочие свойства. При этом для спортивной эксплуатации авто требуется другое масло.

Щелочное число у Лукойл Люкс 5W40 равно 10,38 мг КОН на 1 гр, поэтому жидкость имеет хорошие моющие и нейтрализующие свойства. Что касается кислотного числа, оно не самое маленькие и составляет 2,24 мг КОН на 1 гр. Данный показатель указывает на содержание противоизносных присадок.

Температура застывания жидкости составляет -46 градусов по Цельсию, а при -30 она сохраняет все свои первоначальные свойства, не затрудняя запуск двигателя даже в северных районах страны.

Татнефть Синтетик

Последним российским моторным маслом, которое мы рассмотрим, является Татнефть Синтетик 5w30. Компания выпускает разные серии синтетических масел для дизельных и бензиновых моторов, среди которых:

  • Татнефть Люкс;
  • Татнефть Синтетик;
  • Татнефть Ультра;
  • Татнефть Эксклюзив.

Татнефть Люкс бывает следующих типов — 0W-40, 5W-40, 10W-40. Эта синтетическая жидкость изготавливается для бензиновых и дизельных агрегатов, работающих с высокими нагрузками. Также смазка удовлетворяет экологическим стандартам Евро-4. По API это масло соответствует SJ/CF-4.

В семействе Татнефть Синтетик три типа масла, отличающиеся параметром вязкости:

По стандарту API эти жидкости относятся к SM/CF. Полностью синтетические масла подходят для нагруженных бензиновых моторов.

В группе масел Татнефть Ультра попадают два вида смазочных жидкостей: 5W-40 и 10W-40. Эти качественные универсальные синтетические масла соответствуют спецификации SL/CF по API.

Последняя категория масел Татнефть Эксклюзив – это универсальные жидкости, особенно хорошо подходящие для дизельных агрегатов. Они представлены двумя продуктами — 5W-40 и 10W-40. Отлично работают в нагруженных дизельных моторах большой мощности, устанавливаемых на грузовики.

Ассортимент автомасел отечественного производства в последнее время стремительно растет. Поэтому автолюбители часто интересуются на форумах: «Как выбрать лучшее из отечественных масел?». Мы решили указать преимущества и недостатки известных российских марок автомасел: Лукойл, Роснефть, Газпромнефть, ТНК. Для сравнения выберем синтетические масла с одинаковой вязкостью 5w-40, определим, какими техническими характеристиками отличаются моторные смеси этих производителей.

Лукойл

Компания выпускает моторные масла практически для всех категорий машин. Отдельная серия автомасел указанного производителя имеет более 50 наименований. Преимуществом компании есть разработка и производство смесей для различных типов силовых агрегатов, работающих в разных эксплуатационных условиях.

Синтетическая продукция под маркой Лукойл обладает такими преимуществами:

  • защищает мотор от износа в жестких эксплуатационных условиях;
  • обеспечивает снижение шума;
  • способствует экономии топлива;
  • препятствует образованию высокотемпературных отложений;
  • обладает хорошими моющими свойствами;
  • жидкость не изменяет свою структуру при высоких и низких температурах;
  • доступная цена: стоит в 2 раза дешевле иностранных аналогов, при этом не уступает им по качеству;
  • период замены до 10 тыс. км.

Ярко выраженных недостатков нет.

Второе место

Роснефть

Крупная компания в нефтяной области. Имеет достаточно большой ассортимент продукции для легковых, грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, судостроительной техники. Производит моторные жидкости, соответствующие требованиям мировых стандартов.

К преимуществам моторных масел компании Роснефть относят:

  • хорошие эксплуатационные свойства;
  • продукция адаптирована к отечественным условиям эксплуатации;
  • является лидером в категории холодный пуск мотора среди российских масел;
  • уменьшает силу трения в силовых агрегатах;
  • имеет увеличенный интервал замены;
  • доступная стоимость;
  • обладает хорошими противоизносными характеристиками.

Из минусов - имеет невысокие энергосберегающие свойства.

Посмотрите видео, которое поможет вам выбрать лучшее отечественное моторное масло.

Третье место

Газпромнефть

Является очень молодой компанией, занимающей лидирующие позиции на нефтяном рынке. Газпромнефть вкладывает много активов в развитие и модернизацию производства моторных масел. Продукция указанного бренда соответствует требованиями моторов отечественного и иностранного производства.

Достоинства моторных жидкостей указанной компании:

  • присутствие уникальных модификаторов, снижающих трение в узлах мотора;
  • дополнительное уменьшение расхода топлива;
  • защита силового агрегата от нагара;
  • защита масляных каналов и внутренних элементов турбины от отложений;
  • отличные температурно-вязкостные характеристики.

Явно выраженных недостатков, приводящих к износу мотора у этих масел нет. Моторные жидкости этой компании являются одними из лучших не только среди отечественных производителей, но и среди многих зарубежных брендов.

Четвертое место

Компания, занимающая весомое место на нефтяном рынке, активно развивается, выпускает несколько линий трансмиссионных и моторных масел. Большой популярностью пользуется моторная жидкость Magnum, изготовленная по технологии Ultratec.

Достоинства продукции:

  • устойчивость масляной пленки в наиболее нагруженных узлах мотора;
  • защищает силовой агрегат от образования нагара;
  • обеспечивает стабильную работу двигателя;
  • уменьшает количество шума;
  • обладает хорошими антикоррозийными, моющими свойствами;
  • отличается хорошими низкотемпературными характеристиками

Из недостатков - высокая стоимость.

Итог

Отвечая на вопрос: «Как выбрать лучшее отечественное моторное масло?». Мы сделали вывод: продукция российских производителей, находясь в конкуренции с зарубежными брендами, имеет хорошее качество. Явным лидером является компания Лукойл, за ней идут гиганты Роснефть и Газпромнефть, далее - ТНК.

Выбирая моторную смесь, руководствуйтесь рекомендациями производителя вашего авто. Неправильно подобранное автомасло даже наилучшего качества, может нанести вред мотору.

Лет десять назад российской синтетики просто не было в природе. Более того, использование любого отечественного масла молчаливо приравнивалось к скупости и недальновидности. А сейчас?

Год назад ЗР проводил экспертизу полусинтетических масел 10W-40 (ЗР, 2010, № 3, 4 ). Тогда отечественные масла почти не проиграли ни немецким, ни корейским, а в чем-то были даже лучше. Сейчас мы решили оценить чистую синтетику - восемь образцов.

О классификации современной синтетики - в «Нашей справке» (в конце статьи). Как обычно, все масла обезличили, закодировав образцы. Затем они в идентичных условиях отработали по 10 моточасов в одном и том же двигателе на стенде аккредитованной лаборатории - эта пристрелка необходима для вывода параметров масла на рабочий участок. Только потом идет полномасштабный цикл моторных испытаний. Затем в другой аккредитованной лаборатории измерили основные физико-химические параметры (ФХП) образцов и в заключение раздали пять премий - в номинациях «Экономичность», «Мощность», «Экстремальная защита», «Экология», «Пуск». И составили итоговую «табель о рангах».

Как выбирали участников? С российской стороны ассортимент полной синтетики пока скромен: в тест попали «ЛУКОЙЛ-Люкс» (новинка), а также хорошо известные ТНК-Magnum и «Роснефть-Premium». Компанию им составили менее распространенное гидрокрекинговое «SINTOIL-Ультра» и «ТОТЕК-Астра Робот» на основе полиальфаолефинов (ПАО). Любопытно, что все эти масла разных групп качества: с SM от ЛУКОЙЛа и «Роснефти» соседствовали SL от ТНК и SJ в «SINTOIL-Ультра». Кстати, последнее обстоятельство фактически лишило обнинское масло шансов на равную борьбу с продукцией более современных групп, а потому решено было проверить его вне конкурса.

С импортом сложнее: выбор слишком велик. Мы не стали брать продукцию самых известных брендов и предпочли менее раскрученные. Кроме того, хотелось расширить диапазон групп качества по API, чтобы выравнять исходные условия для наших и ненаших. И наконец, любопытство подсказало взять масла, построенные на разных базах. Группу продуктов на гидросинтетической основе представило немецкое MANNOL Extreme (API SL/CF), полностью синтетические масла - японское ENEOS Gran-Touring (API SM), а за самую современную группу - эстеровые масла - отвечало бельгийское Xenum X1 (API SM/CF).

Экономичность и мощность

Листаем протокол. Об экономичности мы судили по количеству топлива, затраченному на стандартный цикл испытаний. Лучший результат показало самое продвинутое масло на эстеровой основе - Xenum X1. По отношению к эталонному минеральному оно сэкономило почти 9% топлива - это очень много! Но продукт под такие характеристики и создавался, а энергосберегающий эффект заявлен в описании. Тем приятнее, что «ЛУКОЙЛ-Люкс» и ТНК-Magnum отстали от лидера совсем немного, снизив расход топлива на 8 и 7% соответственно.

Лучшим по мощности стало масло MANNOL Extreme. С ним мотор выдал на 3% больше «лошадок», чем на эталоне. Из наших к нему вплотную подобрался опять же «ЛУКОЙЛ-Люкс».

Почему так получилось? А потому, что для максимальной экономичности высокотемпературная вязкость масла должна быть не большой или маленькой, а именно оптимальной. А вот для достижения максимальной мощности, напротив, большой. Смотрим в таблицу - так все и есть: по этому параметру ЛУКОЙЛ и MANNOL лидируют.

Экология

В «зеленой» номинации лучший продукт выбирали по токсичности отработавших газов и содержанию серы и фосфора в масле. Как известно, сернистые соединения, равно как и фосфор, быстро убивают катализаторы. Поэтому автопроизводители требуют, чтобы содержание серы в масле не превышало 0,2%, а фосфора - 0,08%. Эти цифры в зависимости от допуска производителя автомобиля могут немного меняться, но их порядок именно такой.

Смотрим… В требуемые 0,2% серы не уложилось ни одно масло. Но это не криминал: за время работы в двигателе масла вполне могли «впитать» дополнительные сотки процента от российского топлива, которое малым количеством серы не отличается. Ближе всего к необходимому уровню подошло японское масло ENEOS Gran-Touring, рядом - бельгийское Xenum X1. У отечественных серы почти в два раза больше. Особенно богаты ею гидросинтетические масла: из российских - «SINTOIL-Ультра», из импортных - MANNOL Extreme. Это вполне объяснимо: технология производства таких масел на нынешний день уже старовата.

Фосфора в импортных маслах тоже меньше: они четче ориентированы на экологию. А вот с токсичностью все не так просто. Понятно, что любое масло не сильно влияет на содержание оксидов углерода СО и азота NOx, чего не скажешь о составе топливовоздушной смеси и особенностях процесса сгорания. Но часть «це-аш» в составе выхлопа зависит именно от сгорающего в цилиндре масла - на этот показатель влияют степень летучести самого масла и толщина масляной пленки, оставленной в цилиндре поршневыми кольцами, когда на такте расширения поршень идет вниз. Косвенный показатель летучести - температура вспышки: чем она выше, тем меньше летучих компонентов в масле и оно медленнее выгорает. А толщину пленки под кольцами при прочих равных условиях определяет вязкость при высокой температуре.

По температуре вспышки лидируют два масла - наш «ТОТЕК-Астра Робот» и бельгийский Xenum X1 - выше 245 °С при достаточно умеренной высокотемпературной вязкости. А в общем итоге первое место за экологичность получает Xenum X1 - в нем еще и серы с фосфором мало. Совсем немного уступило ему японское масло ENEOS Gran-Touring. Среди отечественных лидирует «ТОТЕК-Астра Робот».

Экстремальная защита

Ее эффективность определили несколько позиций. Главная - результаты испытаний на четырехшариковой машине трения: моделируем предельные нагрузки узла трения и отслеживаем реакцию на них масляной пленки. Кроме того, мы учитывали вязкость масла при высокой температуре. Ведь чтобы не допустить аварийной работы узла трения, надо создать в нем масляный слой необходимой толщины, и тут упомянутый параметр играет решающую роль.

Как нам представляется, более высокие трибологические параметры отечественных масел объясняются… их худшей экологичностью! Ведь сера и фосфор - это естественные антизадирные присадки: чем их больше, тем лучше защищен узел трения. А для западного производителя срок службы не так важен, как экология.

В общем, в этой номинации наши впереди! Приз получает «Роснефть-Premium», второе место у «ЛУКОЙЛа-Люкс». А бронзу делят наш ТОТЕК и MANNOL.

Холодный пуск

В этой номинации учитывали величину силы трения в реальном моторе на пусковых оборотах, условную температуру проворачиваемости коленчатого вала и температуру застывания моторного масла. В итоге первый приз достался японскому маслу ENEOS Gran-Touring, рядом с ним расположились российские «Роснефть-Premium» и «ЛУКОЙЛ-Люкс».

Долой предвзятость!

Не так уж сильно различаются результаты отечественной синтетики и импортной: ЛУКОЙЛ вообще оказался на пьедестале, да и четвертое место наше! И пятое, кстати, тоже. Конечно, короткий цикл испытаний не может дать ответов на все вопросы - этот вывод скорее предварительный и подлежит уточнению в ходе ресурсного тестирования.

В общей табели о рангах снова подтвердилось уже неоднократно высказанное ЗР утверждение о важности группы качества по API и соответствия масла современным требованиям автомобильных фирм. Лидеры равняются на требования API SM/CF, а это пока наивысшая группа качества. Выявились и реальные преимущества синтетики перед полусинтетикой, причем по всем номинациям.

Но интересно и другое: завоевывая «оскары» в одних номинациях, то же самое масло может дать худший результат по другим параметрам (кстати, так бывало и раньше). Например, масло MANNOL Extreme, взявшее первый приз за мощность мотора, вполне предсказуемо сползло по экономичности и экологии. Чудес не бывает: масло, как и все живое, требует баланса и подбора под конкретную задачу, в зависимости от того, в чем нуждается потребитель.

В целом же результаты оценим как предсказуемые. В лидерах - эстеровые масла и продвинутая полная синтетика на базе ПАО, но с добавлением дисульфида молибдена, в аутсайдерах - продукты гидрокрекинга. Первые четыре места заняли масла группы SM, последним оказался представитель SJ. Что до выбора между нашими и ненашими, то ручаемся: производить хорошие масла в России умеют! И это здорово.

Итог

И по местам

Вне зачета: «SINTOIL-Ультра», Россия

Классификация - SAE 5W-40, API SJ/CF

Указанные допуски - нет

Средняя цена - 840 руб. (канистра 4 л)

Группа качества - SJ древняя, аналогов уже не встретишь. Этим, видимо, и объясняется отсутствие подтвержденных допусков автопроизводителей. Именно несовременная группа качества еще на старте вывела это масло из общей группы участников.

В активе - доступная цена, самый высокий среди российских масел индекс вязкости, а также большое щелочное число.

Плюсы: хорошие пусковые характеристики при низких температурах, доступная цена.

Минусы: низкий класс качества по API, высокое содержание серы и фосфора снижает экологические характеристики.

7 место: MАNNOL Extreme Synthetic, Германия

Классификация - SAE 5W-40, ACEA A3/B3, API SL/CF

Указанные допуски - VW 505.00/502.00, MB 229.3

Средняя цена - 830 руб. (канистра 4 л)

Цена ниже, чем у самого дешевого российского. Но масло очень неоднозначное: взяло первое место за мощность, но при этом хуже других по экономичности и экологичности. Среди всего импорта здесь больше всего серы и фосфора, и это при отличных низкотемпературных свойствах. Сплошные противоречия!

Плюсы: лучшие показатели по мощности, хорошие низкотемпературные свойства, самая низкая цена.

Минусы: сравнительно невысокие энергосберегающие и экологические свойства.

6 место: «ТОТЕК-Астра Робот», Россия

Классификация - SAE 5W-40

Указанные допуски - нет

Средняя цена - 1500 руб. (канистра 4 л)

Очень дорогое масло. Отличается низкой летучестью. Низкая температура замерзания, самые лучшие трибологические параметры (стойкость пленки и антизадирные свойства).

Плюсы: высокие защитные свойства, низкая летучесть, экологические показатели по выхлопу одни из лучших.

Минусы: много серы, высокая для отечественного продукта цена, отсутствие подтвержденных допусков автопроизводителей.

5 место: ТНК-Magnum, Россия

Классификация - SAE 5W-40, API SL/CF

Указанные допуски - MB 229.3, VW 502.00/505.00, GM LL-B-025, BMW LL-98 Porsche

Средняя цена - 1070 руб. (канистра 4 л)

Красивая канистра, которую ни с какой другой не спутаешь. Масло с высокими моторными показателями, хорошими низкотемпературными свойствами. Во всех номинациях неплохие баллы, сумма которых и дала место в середине таблицы.

Плюсы: хорошие энергосберегающие показатели, низкие потери в трении.

Минусы: дороговато… и до SM не дотянуло.

4 место: «Роснефть-Premium», Россия

Классификация - SAE 5W-40, ACEA A3/B4–04, АСЕА В3–98, API SM/CF

Указанные допуски - соответствует MB-Approval 229.3, VW 502.00/505.00, Opel GM LL-B-25

Средняя цена - 840 руб. (канистра 4 л)

Хорошее масло, причем недорогое. Из выборки отечественных продуктов ближе всего к импортным по содержанию серы и фосфора. При этом - первое место по защитным свойствам! И второе за холодный пуск.

Плюсы: высокие защитные свойства, хорошие пусковые характеристики, доступная цена.

Минусы: сравнительно невысокие энергосберегающие свойства.

3 место: «ЛУКОЙЛ-Люкс», Россия

Классификация - SAE 5W-40, API SM/CF, соответствует АСЕА В3–98

Указанные допуски - одобрено MB-Approval 229.3, Porsche A40; соответствует VW 502.00/505.00, BMW LL-98, Opel GM-LL-B-025

Средняя цена - 990 руб. (канистра 4 л)

Среди российских - бесспорный лидер. Вице-чемпион по энергосберегающим функциям. Очень честное заводское описание. Средняя летучесть, высокое щелочное число - значит, мотор будет чистым. Но вот серы многовато, что в Европе не приветствуется.

Плюсы: высокие защитные свойства, хорошие моторные показатели по расходу топлива и мощности.

Минусы: высокое содержание серы, отсюда не лучшие экологические показатели.

2 место: Xenum X1 Ester Hybrid Synthetic, Бельгия

Классификация - SAE 5W-40, ACEA A3/B4 С3, API SM/CF

Указанные допуски - VW 505. 00/502.00, MB 229.51, BMW LL-04

Средняя цена - 1890 руб. (канистра 5 л)

Ожидаемый лидер, поскольку эстеровые технологии - будущее моторных масел. Тесты это только подтвердили. Первые места за экологию и экономичность, высокие результаты по мощности и пуску. Жаль, невысокие трибологические показатели немного испортили впечатление. И дороговато.

Плюсы: лучшие показатели по энергосбережению и экологии.

Минусы: сравнительно невысокие трибологические показатели.

1 место: ENEOS Gran-Touring, Япония

Классификация - SAE 5W-40, ACEA A3, API SM

Указанные допуски - нет ссылок

Средняя цена - 1490 руб. (канистра 4 л)

Заявлено как «масло № 1 в Японии». Единственный продукт, который, судя по классам API и ACEA, ориентирован только на бензиновые двигатели. Правда, непонятно почему. Лучшее по пусковым характеристикам, высокие результаты по мощности и экологии, а в сумме - уверенная победа.

Плюсы: высокие показатели по мощности, холодному пуску, экологичности, отличные низкотемпературные свойства, самое низкое содержание серы и фосфора.

Минусы: невысокие трибологические показатели, солидная цена.

Итоговые таблицы

(все таблицы открываются в полный размер по клику)

Как расставляли баллы

Использовали нашу традиционную методику. Сначала на основании анализа всего комплекса полученной информации расставили масла по местам в каждой из номинаций. Что и почему при этом учитывалось, рассказано в статье. Но часть второстепенных данных, которые тоже принимали во внимание, осталась в протоколах из-за дефицита места в журнале.

Дальше выставили промежуточные оценки: за первое место, как обычно, 5 баллов, за последнее 1 балл, остальные подсчитывали пропорционально полученным результатам. Весовые коэффициенты по всем пяти номинациям взяли равными. Желающие могут, конечно же, пересчитать результаты с иными весовыми коэффициентами - сообразно своим собственным критериям. Итог прост: кто больше баллов набрал, тот и выше в общем рейтинге. Цены масел в оценке не участвовали, но они приведены в комментариях.

Наша справка: какая бывает синтетика

Синтетика - масло, построенное на основе базового, полученного путем химического синтеза продуктов переработки нефти. Эти базовые масла, согласно действующей классификации API, делят на ряд основных групп.

Группа III - базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные по технологии каталитического гидрокрекинга (НС-технология). По сути, это минеральные масла, чьи свойства приближены к синтетическим. Однако некоторые фирмы называют их либо полусинтетическими, либо синтетическими, либо гидросинтетическими.

Группа IV - синтетические базовые масла на базе ПАО, извлекаемых преимущественно из газов этилена и бутилена. Такие масла обладают предсказуемыми свойствами, стабильны, имеют оптимальную вязкостно-температурную характеристику, низкую летучесть. Их называют полной синтетикой (full synthetic), они сегодня занимают основную часть рынка синтетики.

Группа V - базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы; в частности, масла на растительной основе, в том числе на основе эстеров. Эстеры - сложные эфиры, продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Сырьем служат не нефтяные, а растительные масла - кокосовое, рапсовое или др. Такие масла более стабильны, биологически разлагаемы и т. п. Главный недостаток - высокая цена.

Михаил Колодочкин, доцент кафедры ДВС СПбГТУ Александр Шабанов

У импортных масел лучше «экология», а у наших - защитные свойства.

Современные масла на базе эстеров и полиальфаолефинов хоть и дороже, но по всем параметрам лучше гидрокрекинговых.

Автовладелец, который не только нещадно эксплуатирует своё транспортное средство, а стремится поддерживать его в надлежащем техническом состоянии, не экономит средства при покупке расходных материалов. Однако даже такому заботливому владельцу приходится сталкиваться со . В частности, посещая автомагазин, возникает вопрос, какое масло лучше выбрать: Лукойл или Роснефть. Найти ответ на такой вопрос новичку достаточно сложно, поэтому мы готовы облегчить задачу, предоставить готовую информацию, ознакомившись с которой удастся сориентироваться, какой масляный продукт лучше купить, чтобы залить в двигатель собственного автомобиля.

Сравнение моторного масла: Лукойл или Роснефть.

Особенности отечественных масел

Те, кто считает, что только зарубежные продукты автохимии отвечают международным требованиям, серьёзно ошибаются, поскольку отечественное масло может оказаться даже лучше по некоторым техническим и эксплуатационным параметрам. К тому же отечественный продукт не только обладает хорошими параметрами, но и стоимость его более привлекательна, нежели у дорогостоящего . Также отечественное масло успешно сочетается с топливом, которое реализуется на автозаправочных станциях. Естественно, состав и качество отечественного топлива существенно отличаются от того, которое предлагается за пределами родной страны.

Как показывает практика, низкокачественное отечественное топливо может конфликтовать с хорошим зарубежным масляным продуктом для двигателя. Некоторые автовладельцы преднамеренно приобретают низкокачественное топливо, не желая нести дополнительные расходы. В автомагазинах представлен широкий ассортимент отечественных масляных продуктов, ориентированных для двигателей авто. Проанализируем продукты двух популярных производителей:

  • Роснефть (имеет и другое популярное название – ТНК);
  • Лукойл.

Оба этих производителя очень популярны среди .

Сравнение по главным характеристикам

Осознавая, что и Лукойл, и Роснефть являются успешными производителями, предлагающими качественные продукты, всё равно приходится проводить сравнение, чтобы понять, какое масло всё-таки приобрести. Рассмотрим, как справляется моторное масло с нагрузками при разных режимах работы транспортного средства.

Запуск в мороз

Если природа решила преподнести неожиданный сюрприз, сопровождающийся резким понижением температуры, автовладельцы получают шанс проверить качество моторного масла. запустить движок любимого авто оказывается достаточно сложно. Вы, наверное, наблюдали, как приходится заядлым автомобилистам бросать свои авто и пересаживаться в общественный транспорт, чтобы добраться на работу. Это как раз тот случай, когда низкие температуры не позволили движку запуститься.

Масляная жидкость Роснефти демонстрирует хорошие пусковые характеристики. При этом эксперты обращают внимание на то, что даже при сильном понижении температурного режима вязкость масла Роснефти остаётся достаточно высокой. Однако следует отметить, что в состав ММ Роснефти входит большое количество серы, провоцирующей серьёзное загрязнение движка. А вот Лукойл предоставляет масляную жидкость для двигателя с пониженным содержанием серы, при этом такой продукт имеет лучший индекс вязкости.

Мощность и расход

Полезно обратить внимание и на характеристики, которые влияют на показатели мощности двигателя. В этом вопросе Лукойл также занимает лидирующие позиции, опережая Роснефть. Ещё обращаем внимание на то, что масло Роснефть при функционировании движка провоцирует больший расход топлива. По этой причине желающих приобрести продукт Лукойла становится всё больше.

Химический состав

Если сравнивать моторные масла по химическому составу, то полезно обратить внимание на показатель зольности. Он существенно ниже у Роснефти, а вот моющие характеристики гораздо лучше у Лукойла. Также за счёт содержания большего количества цинка.

А вот масляный продукт Роснефти опережает Лукойл по показателям:

  • критической нагрузки;
  • нагрузки сваривания;
  • индекса задиры.

По температуре

Моторное масло будет соответствовать своим техническим характеристикам, если транспортное средство эксплуатируется при оговорённых условиях. Моторная жидкость от Лукойл способна позволять успешно функционировать движку при максимальном понижении температуры до минус двадцати пяти градусов. А вот масло Роснефти может выдерживать даже тридцатиградусный мороз. Если же сравнивать ориентированность на максимальную температуру, то выигрывает Лукойл, продукт способен выдерживать 40-градусную жару, тогда как Роснефть сохраняет свои характеристики до предельного максимума – 35 градусов.

Стоимость

Если обратить внимание на ценовой показатель, то продукт Роснефти подойдёт тем автовладельцам, которые стремятся экономить на всём. Моторные масла Роснефти стоят дешевле, нежели продукты Лукойла, однако, следует заметить, что разница не очень значительна.

Сравнение популярности

Сравнивая моторные масла Лукойла и Роснефти по уровню популярности, легко понять, что продукт Лукойла быстрее раскупается, поскольку большинство автовладельцев предпочитают приобретать именно эту моторную жидкость, которая идеально подходит для любых отечественных авто. Хотя не станем отрицать, что некоторые автомобилисты активно приобретают только масла Роснефти, при этом остаются абсолютно довольными их эксплуатационными характеристиками.

Итак, мы надеемся, что, ознакомившись с основными отличительными особенностями этих двух производителей, вы сможете подобрать для себя оптимальный вариант моторного масла, обеспечивающего успешное функционирование вашего авто.